В первом квартале 2025 года количество жалоб, поступивших в Банк России от потребителей финансовых услуг и инвесторов, увеличилось на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Общее число жалоб достигло 94,8 тысячи, согласно отчету центрального банка.
Между тем, наблюдаются значительные изменения в типах поступивших жалоб. Так, зафиксировано снижение на 44,6% количества жалоб на страховщиков и на 27,5% по отношению к брокерам. Напротив, количество обращений от клиентов, касающихся банков и микрофинансовых организаций, возросло на 36,8% и 10% соответственно. В частности, потребители заметили увеличение количества жалоб, связанных с приостановкой дистанционного банковского обслуживания по причине подозрительных операций.
Среди причин для обращений в Центробанк отмечаются сложности с возвратом денег при отказе от дополнительных услуг, предложенных при получении кредитов, а также оформление займов без согласия клиентов. Несмотря на общий рост жалоб, замечено снижение обращений, связанных с навязыванием платных услуг при кредитовании, что объясняется обязательными уведомлениями кредиторов о праве заемщиков отказаться от таких услуг в течение 30 дней.
Таким образом, ситуация на финансовом рынке России демонстрирует рост активности потребителей в защитных действиях, в то время как некоторые сегменты, такие как страхование и брокерские услуги, показывают тенденцию к снижению количества полученных жалоб.