Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России опубликовала проект новых критериев, направленных на определение интернет-рекламы, которая будет применяться на маркетплейсах, сайтах-агрегаторах и в поисковой выдаче. В соответствии с информацией, размещенной на портале правовых актов, данные изменения призваны дополнить закон о 3%-ом сборе с выручки от интернет-рекламы, вступающий в силу 1 апреля 2025 года. Однако представители рынка оценили инициативу с неоднозначными мнениями.
Согласно проекту, некоторые материалы больше не будут считаться рекламой. К ним отнесены аналитические и справочно-информационные материалы, такие как каталоги товаров, а также объявления физических и юридических лиц, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. ФАС пояснила, что эти уточнения созданы для более четкого разграничения между рекламой и информационными материалами. В то же время остаются неясными практические аспекты применения новых правил.
Некоторые компании, например, МТС, выразили мнение, что предложенные критерии не включают нововведения и лишь дублируют действующие нормативы. В то же время представители компании Easy Commerce обеспокоены тем, что новые правила могут привести к усложнению работы маркетплейсов, требуя маркировки «зон» в каталогах и поисковой выдаче. Это, по их мнению, может повысить затраты платформ и, как следствие, стоимость размещения рекламы.
Кроме того, эксперты предостерегают, что внутреннее продвижение товаров и платные рекомендации могут быть приравнены к рекламе, что повлечет дополнительную маркировку и обязательство уплатить 3%-й сбор.
С 2022 года в России действует система учёта интернет-рекламы, предполагающая передачу данных в Роскомнадзор, и с 2023 года введены штрафы за отсутствие маркировки. В документе также упоминается, что проект новых критериев затронет более 7 миллионов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На текущий момент рынок ожидает дальнейших разъяснений от ФАС, и эксперты полагают, что новые правила могут значительно усложнить рекламные процессы для интернет-платформ.