Минпромторг рассматривает субсидирование зарядных хабов для электромобилей в России

Сегодня в России функционируют лишь отдельные примеры зарядных комплексов для электромобилей, один из которых находится в Москве с десятью скоростными станциями мощностью 120 киловатт каждая. В среднем зарядка занимает от 35 до 40 минут, однако загрузка обычных уличных розеток остается низкой — всего 2–4 процента. Эксперты связывают это с тем, что владельцы электромобилей предпочитают заряжать свои машины дома.

Минпромторг рассматривает возможность включения зарядных хабов в новую программу субсидирования электрозарядных станций. Основная идея заключается в создании площадок с несколькими зарядными модулями, которые смогут претендовать на господдержку. Параллельно ВЭБ.РФ прорабатывает механизм субсидирования хабов с мощными силовыми модулями, поскольку ранее действующая программа покрывала до 60% затрат на установку ЭЗС, однако действовала только на отдельные станции.

Зарядный хаб представляет собой локацию с несколькими точками для одновременной зарядки электромобилей, что может быть как единым мощным модулем, так и группой отдельных станций. Глава Ассоциации операторов ЭЗС Армен Сафарян отметил, что хабы с единым силовым модулем более гибки, так как могут заряжать различные типы транспортных средств, в зависимости от месторасположения.

Тем не менее, операторы зарядных станций выражают опасения, что медленный рост числа электромобилей может сделать хабы нерентабельными. Например, загрузка станций «Россетей» составляет всего 2–4%, что не позволяет окупить инвестиции за 8–10 лет. Компания «АтомЭнерго» также заявила о готовности строить хабы не раньше 2026 года, но только при условии получения значительных субсидий и льготных кредитов.

По данным агентства «Автостат», объем продаж новых электромобилей в России продолжает снижаться: за первые три месяца 2025 года было куплено 1,85 тыс. новых машин, что на 69% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На начало 2025 года общее число электромобилей в стране составило 59,6 тыс. единиц, что составляет лишь 0,12% от всего парка легковых автомобилей.