Российский рынок онлайн-торговли в 2024 году вырос на 37% до 11,3 триллиона рублей

Согласно отчёту аналитической компании INFOLine, российский рынок онлайн-торговли в 2024 году вырос на 37% и достиг 11,3 триллиона рублей, что составляет более 20% всех розничных продаж в стране. Тем не менее, среди ведущих игроков рынка наблюдается замедление темпов роста, а AliExpress и «Ситилинк» выбыли из топ-10 крупнейших интернет-ритейлеров.

AliExpress покинул ряд крупнейших онлайн-ритейлеров на фоне уменьшения выручки, которая в 2023 году снизилась на 36% до 10,5 миллиарда рублей. В 2024 году оборот китайского маркетплейса в России упал на 8%, достигнув 200 миллиардов рублей, и полностью сосредоточен на трансграничной торговле. В свою очередь, снижение позиций «Ситилинка» связано со сложностями финансового характера и оптимизацией бизнеса.

В то же время положительную динамику роста демонстрируют Wildberries и OZON, чья общая доля увеличилась с 50% до 56,7%. Доля десяти крупнейших участников рынка составляет 81% против 75% годом ранее. Наибольший рост в числе лидеров показала X5 Group, поднявшись на шестое место благодаря увеличению продаж на 67%.

Эксперты также отмечают замедление темпов роста у других ключевых игроков. Исключением стала группа «М.Видео — Эльдорадо», темпы роста которой составили 13%. В то же время у DNS этот показатель составил всего 9%, что ниже среднего по рынку.

Согласно предсказаниям, дальнейшая консолидация рынка будет продолжаться, особенно на фоне роста трансграничной торговли. Компании активно стремятся расширить ассортимент и улучшить скорость доставки. При этом на российском рынке ожидается рост в 2025 году примерно на 32%, достигнув 14,9 триллиона рублей. В отдельные инициативы входит создание реестра маркетплейсов с дневной аудиторией более 100 тысяч пользователей, что должно помочь в регулировании рынка.