По итогам 2024 года ВТБ предоставил россиянам свыше 362 тысяч автокредитов на общую сумму 484 миллиардов рублей, что более чем вдвое превышает результаты предыдущего года. В целом по российскому рынку объем выданных автокредитов достиг 2,3 трлн рублей, увеличившись на 50% по сравнению с 2023 годом.
Согласно отчету банка, в минувшем году автокредитование стало единственным сегментом розничного кредитного рынка с позитивной динамикой. Основным фактором роста стали активные покупки россиян в связи с отложенным спросом, возникавшим с 2022 года, а также повышение утильсбора, подтолкнувшее покупателей к оформлению автокредитов до изменения тарифов.
Средний размер автокредита в 2024 году составил 1,3 млн рублей, увеличившись на 4% по сравнению с предыдущим годом, а средний срок кредита достиг 6,1 года, что на три месяца больше, чем в 2023 году. Большинство клиентов ВТБ предпочитали новые автомобили, однако 70% оформленных кредитов приходятся на подержанные машины, а на китайские и российские марки пришлось около 90% от общего объема выданных автокредитов.
Темпы роста автокредитования существенно замедлились в четвертом квартале 2024 года, что связано с достижением максимальных ставок на кредиты на автомобили с пробегом и мерами регуляторов по сокращению закредитованности населения. В результате продажи автомобилей в октябре-декабре снизились более чем на 40% по сравнению с предыдущими тремя месяцами.
В 2024 году ВТБ расширил партнерскую сеть, добавив более десяти новых автопроизводителей, включая Haval, Chery и Geely. Число точек выдачи автокредитов увеличилось до 2,1 тысячи, что обеспечило банку охват более 80% автосалонов в России. В итоге доля ВТБ по объемам автокредитов возросла на 7 п.п. и составила 21,7%, что подтвердило его лидерство на этом рынке.