В 2023 году на российском рынке автомобилей наблюдаются серьезные проблемы, из-за которых десять китайских брендов могут прекратить свою деятельность. Основными факторами, приводящими к такому развитию событий, являются низкая рентабельность и избыток складских запасов.
По данным «КоммерсантЪ», российские автолюбители все чаще выбирают известные марки, стремясь избежать сложностей с послепродажным обслуживанием. При этом Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» указывает на то, что российский рынок не справляется с наплывом китайских автомобилей, что усугубляет ситуацию на фоне снижения спроса.
Статистика свидетельствует о резком ухудшении положения: согласно информации «Газпромбанк Автолизинга», в первом квартале 2025 года закрылось 213 автосалонов, торгующих китайскими автомобилями, что в 3,2 раза больше, чем годом ранее. Общее количество автосалонов сократилось до 2,7 тысяч, и новые открытия наблюдаются лишь в половине случаев.
Множество опрошенных автодилеров указали на несколько причин возможного ухода брендов с рынка. Среди них затоваривание складов и низкий спрос, когда некоторые марки реализуют лишь одну машину в месяц, а высокие издержки содержания сервиса составляют 860 тыс. рублей в месяц. Кроме того, неликвидный модельный ряд продукции, как показывает опыт компаний Bestune и Kaiyi, также ведет к сокращению числа салонов.
Эксперты, такие как замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев, отмечают, что бренды, продажи которых не превышают 60 новых автомобилей за три месяца, окажутся в наибольшей уязвимой позиции. К тому же на рынке рискуют оказаться марки, чьи годовые продажи в легковом сегменте не достигают тысячи автомобилей.
В то же время, несмотря на трудности, экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию демонстрировал рост, который в 2024 году составил 30,5% до рекордных $15,2 млрд. Однако в последние месяцы наблюдаются изменения: к декабрю экспорт упал на 3,7% по сравнению с ноябрем, что создает дополнительные вызовы для китайских производителей.