Министерство цифрового развития подготовило предварительный список информационных ресурсов, которые могут получить государственную поддержку за счет 3%-ного сбора с доходов от интернет-рекламы. В перечень вошли крупные площадки, такие как yandex.ru, «Дзен», 2ГИС, VK Видео и другие сервисы, принадлежащие компании VK, включая Mail.ru, Vk.com и «Одноклассники». Также в списке фигурируют видеосервис Rutube от «Газпром-Медиа», платформа «Литрес», портал «Госуслуги» и Специализированная платформа раскрытия сведений об отраслевых программных продуктах (russoft.ru).
В Минцифры уточнили, что перечень получателей средств является предварительным и может быть изменен. Окончательное решение о включении конкретных ресурсов в список будет принимать правительство. Зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов отметил, что цель списка — поддержать «наши национальные чемпионы» и повысить их конкурентоспособность на международной арене.
Участники рынка поднимают вопрос о целесообразности расширения списка, включив в него малые и средние рекламные платформы, чтобы избежать концентрации финансирования в руках ограниченного числа игроков. Некоторые источники выражают обеспокоенность тем, что ряд включенных ресурсов будут одновременно платить сборы в общий бюджет и получать средства из него.
Напомним, что с 1 апреля 2025 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе», обязывающие распространителей интернет-рекламы отчислять 3% от своих доходов в федеральный бюджет. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов обозначил, что отрасль не поддерживает эту инициативу. Минцифры также подготовило проект подзаконного акта, который уточнит порядок начисления и уплаты сбора и находится на рассмотрении в правительстве.
Объем рынка интернет-рекламы в России в 2024 году вырос до 500 млрд рублей, что предполагает поступления порядка 15 млрд рублей от нового сбора, при ежегодном росте рынка на 5-7%. Вызывают опасения экспертные комментарии о том, что отсутствие малых и средних компаний в списке может привести к концентрации средств и риску нецелевого их использования, что подчеркивает необходимость публичной отчетности о расходах.