Новые требования к автомобилям могут существенно изменить рынок такси в России

Российские власти обсуждают законопроект, предполагающий ограничение использования автомобилей для такси, не соответствующих критериям локализации. По оценкам аналитического центра при правительстве РФ, это может привести к потере до 50% водителей на рынке такси, что вызвано высокой стоимостью обновления автопарков и недостатком подходящих моделей.

Согласно поправкам, если закон вступит в силу 1 октября 2025 года, в такси смогут использоваться только автомобили, произведённые в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года, либо имеющие более 3200 баллов локализации по определённой правительством шкале. Многие популярные иномарки окажутся под запретом, что существенно сократит выбор для таксистов.

Эксперты предупреждают о возможных реальных социальных и экономических последствиях. Прогнозируемые убытки для отрасли могут достигать 289 миллиардов рублей, так как значительная часть существующих водителей зарабатывает на подержанных автомобилях, которые не удовлетворяют новыми требованиями. Такой сценарий может привести к массовому уходу с рынка и росту цен на услуги такси в 2-3 раза, что, в свою очередь, негативно отразится на пассажирах и может привести к усилению нелегальных перевозок.

В связи с этими предостережениями аналитики предлагают различные пути смягчения условий. В частности, рекомендуется включить в список допустимых автомобилей машины, собранные в России до 2022 года, а также расширить список моделей, соответствующих критериям локализации. Предлагается также предусмотреть переходный период для водителей и таксопарков.

Некоторые участники рынка предполагают, что при реализации нововведений перевозчики могут массово перейти на электроседаны Evolute, доступные по программам государственной поддержки. Однако необходимость адаптации автопарков к новым правилам может оказаться финансово непосильной для многих водителей, что усугубит уже сложную ситуацию на рынке такси.